Статья 14. Виды бюджетных программ (подпрограмм) Бюджетный кодекс Республики Казахстан
1. В зависимости от содержания бюджетные программы (подпрограммы) разделяются на бюджетные программы (подпрограммы), направленные на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства.
2. Бюджетные программы (подпрограммы), направленные на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, включают все связанные с ними текущие расходы, в том числе расходы на исследования, консалтинговые услуги.
Стоимость исследований, консалтинговых услуг устанавливается в порядке, определяемом центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
3. К бюджетным программам (подпрограммам), направленным на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий, относятся:
1) трансферты между уровнями бюджетов;
2) трансферты физическим лицам, кроме денежных выплат работникам государственных учреждений;
3) трансферты юридическим лицам, кроме государственных учреждений;
4) бюджетные субсидии физическим и юридическим лицам.
Трансферты между уровнями бюджетов регулируются главой 15 настоящего Кодекса.
Трансфертами физическим лицам, кроме денежных выплат работникам государственных учреждений, являются денежные выплаты физическим лицам, предназначенные для увеличения их располагаемого дохода либо для полной или частичной компенсации определенных видов затрат или ущерба, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Примечание ИЗПИ! В часть четвертую пункта 3 предусматривается изменение Законом РК от 14.07.2025 № 206-VIII (вводится в действие с 01.01.2026).
Трансфертами юридическим лицам, учредителем которых является государство, кроме государственных учреждений, являются целевые перечисления из республиканского бюджета в автономные организации образования, фонд социального медицинского страхования, администрацию Международного финансового центра "Астана" в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
При внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, предусматривающих получение бюджетных средств в виде трансфертов юридическим лицам, требуется прохождение процедур, установленных законодательством Республики Казахстан об административных процедурах, связанных с передачей функций центральных и (или) местных исполнительных органов в конкурентную среду.
Трансферты юридическим лицам выделяются при условии планирования показателей результатов в стратегических документах организаций, претендующих на их получение.
Трансферты юридическим лицам не выделяются для:
1) осуществления бюджетных инвестиций;
2) приобретения долгосрочных активов, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О международном финансовом центре "Астана".
Перечисление трансфертов юридическим лицам осуществляется через соответствующих администраторов бюджетных программ.
Порядок составления отчетности об использовании трансфертов юридическим лицам, формы и сроки ее представления, а также требования к предоставляемой информации о ходе и результатах использования трансфертов юридическим лицам, за исключением фонда социального медицинского страхования, определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Бюджетными субсидиями являются невозвратные платежи из бюджета, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, в том числе крестьянским или фермерским хозяйствам, только при отсутствии другого способа выполнения государственных функций и реализации социально-экономических задач развития республики или региона в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Порядок выплаты бюджетных субсидий определяется центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
4. К бюджетным программам (подпрограммам), направленным на осуществление капитальных расходов, относятся расходы, направленные на формирование либо укрепление материально-технической базы, проведение капитального (восстановительного) ремонта, и иные капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов, кроме бюджетных инвестиций.
Капитальные расходы, осуществляемые в рамках договора лизинга, реализуются по бюджетным программам (подпрограммам), направленным на осуществление капитальных расходов.
Стоимость и предмет капитальных расходов, осуществляемых в рамках договора лизинга, устанавливаются в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом соответствующей отрасли (сферы) по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
5. Предоставление бюджетных кредитов, осуществление бюджетных инвестиций, выполнение обязательств государства реализуются в соответствии с настоящим Кодексом.
6. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:
1) республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
2) областные, городов республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы;
3) районные (городские), утверждаемые в составе районного (города областного значения) бюджета;
4) бюджетные программы района в городе, утверждаемые в составе бюджета города республиканского значения, столицы, города областного значения;
5) бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа.
Областные, городов республиканского значения, столицы, районные (городские) бюджетные программы, а также бюджетные программы района в городе и бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа являются местными бюджетными программами.
7. В зависимости от способа реализации бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются на:
1) индивидуальные бюджетные программы (подпрограммы), реализуемые одним администратором;
2) распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Распределение таких бюджетных программ осуществляется в порядке, определяемом соответствующими центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
8. Бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются на текущие бюджетные программы (подпрограммы) и бюджетные программы (подпрограммы) развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
К бюджетным программам (подпрограммам) развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам (подпрограммам).
9. Для достижения цели плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, единого конечного результата затраты по осуществлению государственных функций, полномочий и оказанию вытекающих из них государственных услуг, осуществлению капитальных расходов, реализации государственных инвестиционных проектов, предоставлению трансфертов и бюджетных субсидий объединяются в одну бюджетную программу с сохранением структуры бюджета и выделением указанных затрат в отдельные подпрограммы.
Не допускается введение новой бюджетной программы, направленной на достижение цели утвержденного плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, при наличии бюджетной программы, направленной на достижение данной цели в пределах раздела структуры бюджета.
Кодекс Республики Казахстан от 15 марта 2025 года № 171-VIII.
Президент
Республики Казахстан
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан
Конституция Закон Кодекс Норматив Указ Приказ Решение Постановление Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела
__________________________
Утратил силу с принятием Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 15 марта 2025 года № 171-VIII.
Статья 14. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского или государственного бюджета Бюджетного кодекса Республики Казахстан
1. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского или государственного бюджета равен разнице между поступлениями в республиканский или государственный бюджет с исключением поступлений займов, поступлений трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан и вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расходами республиканского или государственного бюджета, за исключением погашения займов.
Полученная величина с отрицательным знаком является ненефтяным дефицитом республиканского или государственного бюджета, с положительным знаком – ненефтяным профицитом республиканского или государственного бюджета.
2. Размер ненефтяного дефицита (профицита) республиканского бюджета утверждается законом о республиканском бюджете.
Размер ненефтяного дефицита (профицита) государственного бюджета не утверждается и используется в аналитических целях.
Для снижения зависимости расходов бюджета от нефтяных поступлений размер ненефтяного дефицита в долгосрочном периоде должен уменьшаться за счет целенаправленного развития ненефтяного сектора экономики.
Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 30.11.2017 № 112-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Бюджетный кодекс О браке (супружестве) и семье Уголовно-исполнительный Об административных правонарушениях О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда